Профилактика совершения самоповреждающего поведения подростков. Причины. Признаки. Группа риска
Ученые выделили группу риска, где возможность совершения самоубийства значительно выше, чем у других людей. Сюда относятся:
-лица, ведущие изолированный образ жизни, так называемые одиночки;
-подростки с нарушениями межличностных отношений;
-люди, злоупотребляющие алкоголем или наркотическими веществами;
-личности с криминальным или девиантным поведением;
-люди с повышенным уровнем самокритичности, а также страдающие от различных унижений;
-лица, пережившие утрату близкого человека;
-подростки с фрустрацией и взрослые, страдающие неврозами.
Причинами деструктивного поведения являются:
-изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется);
-беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя);
-безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
-чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя);
-тяжелая семейная ситуация; лично-семейные конфликты: развод родителей; болезнь или смерть близких;
-чувство одиночества;
-оскорбления и унижения со стороны окружающих, сверстников, педагогических работников;
-материально-бытовые трудности;
-безответная /неудачная любовь;
-состояние здоровья: психические заболевания; соматические заболевания;
-конфликты, связанные с работой или учебой
-кибербуллинг, моббинг, троллинг - виды травли при помощи социальных сетей.
Суицидологи отмечают во внешнем поведении детей и подростков ряд изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:
- недостаток сна или повышенная сонливость;
- нарушение аппетита;
- признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
- усиление чувства тревоги, печальное настроение;
- признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;
- неряшливый внешний вид;
- усиление жалоб на физическое недомогание;
- склонность к быстрой перемене настроения;
- отдаление от семьи и друзей;
- излишний риск в поступках;
- выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;
- открытые заявления: "Ненавижу жизнь"; "Не могу больше этого выносить"; "Жить не хочется"; "Никому я не нужен".
Профилактика суицидального поведения детей и подростков.
Прежде всего необходимо помнить что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые.
При проведении беседы педагогическим работникам с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется:
-внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
-правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
-не выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые,
-даже самые шокирующие высказывания;
-не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других;
-высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
-постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
-не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
-стремиться вселить в подростка надежду;
-она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь, оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги, внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии, не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.
Рекомендации родителям
Считается, что одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, р
Родитель относится к ребенку как к партнеру, тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.
Родителям можно рекомендовать:
-ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
- анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
- учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
- воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
- не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
- не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.
Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий огромную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.
Во-первых, необходимо разговаривать с ним, задавать вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными и добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.
Во-вторых, постараться как можно больше сблизиться с ним, заняться совместными делами, внести разнообразие в обыденную жизнь, ездить в выходные на увлекательные экскурсии, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки. Можно завести домашнее животное – забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.
В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психиатру.
Оптимизация межличностных отношений в учреждении образования
Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в учреждении образования, необходимо принять меры по нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению их в социально-значимые виды деятельности.
Для предотвращения суицидов у детей педагогические работники могут сделать следующее:
-вселять у детей уверенность в своих силах и возможностях;
-внушать им оптимизм и надежду;
- проявлять сочувствие и понимание;
- осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.
Если педагогический работник замечает изменения в поведении ребенка, ухудшение его эмоционального состояния, в этом случае необходимо подключить к работе с ребенком педагога-психолога и несомненно уведомить родителей.